Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Они сражались за Родину

29.02.2024

Великая Отечественная война требовала от советского народа многого: как человеческих жертв, так и огромного труда. Большие ставки делались на могучий Урал, который стал опорным краем державы. Кировград занимал тогда значительную долю в производстве оружия для фронта, а также славился людьми, ушедшими на фронт, которых было ни много ни мало 7700 тысяч человек. Из них 3469 человек не вернулись домой

Предприятия переходили на выпуск военной продукции, в частности боеголовок, гильз для снарядов и патронов, а также сборных частей стрелкового оружия.

Кировградцы, отправляясь на фронт, желали друг другу победы над врагом. Все надеялись вернуться, но судьба распорядилась иначе: 3469 человек не вернулись домой: 1570 человек погибли в боях, 1456 пропали без вести, 421 умерли от ран в госпиталях, 22 человека погибли в плену.

Наши современники интересуются жизнью солдат на фронте, службой в армии, битвами на полях сражения; как советские солдаты добились победы и встретили её.

Мы, представители нового послевоенного поколения, учащиеся Кировградской школы № 1, собрали материал о героях Великой Отечественной войны, чья жизнь явилась предметом гордости за своих земляков. Фамилии трёх Героев Советского Союза золотыми буквами вписаны в Книгу памяти города Кировграда и увековечены на» стене памяти» школы № 1.

 

Красота Георгий Тимофеевич родился 23 апреля 1919 года в городе Могоча  Читинской области, Забайкальский край. Отец Георгия работал в разных местах, мать занималась домашним хозяйством. Мальчик же, по окончании 6-го класса Могочинской железнодорожной школы, продолжил учебу в школе №1 города Кировграда, куда они с семьёй переехали в 1933 году.

Георгий принимал участие в музыкальном кружке, занимался физкультурой и спортом, особенно прыжками с парашютом.Большой интерес и особую увлеченность Георгий проявлял в учебе в Невьянской аэрошколе ОСОАВИАХИМа (Общество  содействия обороне, авиационному и химическому строительству – общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в стране с 1927 по 1948 годы, предшественник ДОСААФ), которую окончил с отличными оценками в 1937 году. Осенью 1937 года после окончания 10-го класса онбыл зачислен курсантом Пермской военно-авиационной школы лётчиков.

По окончании школы Георгий получил направление в авиационную школу в город Волчанск Харьковской области, где работал  летчиком-инструктором. Школа была основана на базе 17-го летно-бомбардировочного авиаполка.

В Великой Отечественной войне Красота участвовал с января 1942 года на разных фронтах: Волховском, Калининском, Воронежском, Степном и Втором Украинском.

Первые воздушные бои на Калининском фронте принесли известность Георгию, о чем командующий фронтом сообщил в общественные организации города Кировграда. Лестный отзыв командующего был напечатан в газете «Кировградский рабочий».

Здесь же, на Калининском фронте, в одном из боев, самолет Георгия был подбит и не дотянул до переднего края своих войск. Выбросившись из самолета на парашюте, он только через несколько дней добрался до своей части. Получив новый штурмовой бомбардировщик, в первом же бою воздал должное за потерю самолета, уничтожив в прифронтовой полосе противника большую колонну автомашин и военной техники.

Последнее письмо Георгия домой, датированной 23 апреля 1944 года, было действительно последним. 26 апреля он был сбит над лесами Румынии, попал в плен. Но в письме матери от 15 июня 1945 года он сообщает, что был освобожден из лагеря военнопленных своими же летчиками.

После прохождения проверки в лагерях бывших военнопленных под Оренбургом, а затем в Уфе, Георгий вернулся в свой полк, откуда был уволен в запас инвалидом III группы (общая острая дистрофия. Причина – нахождение длительное время в лагере военнопленных).

Войну Георгий закончил в звании гвардии капитана, командира эскадрильи 667-го штурмового авиационного полка, впоследствии переименованный в 141-й гвардейский штурмовой авиационный Кировоградско – Сандомирский полк 292-й штурмовой авиадивизии.

Звание Героя Советского Союза с присуждением знака отличия «Золотая Звезда» Красоте Георгию Тимофеевичу было присвоено 4 февраля 1944 года за 197 боевых вылетов, из них 122 – ночью. Принял участие в 15 воздушных боях, сбив 2 вражеских самолёта лично, и ещё 6 – в составе группы. Уничтожил большое количество боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоениизвания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной Армии» от 4 февраля 1944 года «за образцовое выполнение боевых  заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Георгий Тимофеевич Красота был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1464.

Георгий Тимофеевич награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны  II степени и медалями.

            В 1946 году в звании гвардии капитана был уволен в запас. Проживал и работал во Львове.

Скончался 29 мая 2005 в возрасте 86 лет.

 

Верхоланцев Валерий Александрович родился 6 января 1916 года в деревне Устиново (ныне Пермский район Пермскогокрая) в рабочей семье.

В 1936 году окончил пермский педагогический техникум, после чего работал инструктором по физической культуре на заводе в городе Невьянске.

В 1937 годубыл назначен учителем физкультуры в Кировградскую школу № 1. Новый учитель был молод и мало отличался от старшеклассников. Как всегда в таких случаях ученики присматриваются к новичку, но вскоре холодок недоверия сменился уважением: новый учитель оказался хорошим физкультурником. Валерий Александрович показал такую работу на военных снарядах, какая не снилась многим из них.

Вскоре Валерий Александрович поступил в аэроклуб  Невьянска, в котором вместе с ним училось много старшеклассников. Это очень сблизило учителя с учениками.

В 1938 году Верхоланцев окончил аэроклуб и уехал учиться в Пермское авиационное училище. Курсом старше там учился будущий Герой Советского Союза Красота Георгий Тимофеевич.

В 1939 году Верхоланцев был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА).

В 1940 году он окончил военную авиационную школу пилотов. С первых дней войны Валерий участвует в боях.

В июле 1941 года звено наших бомбардировщиков из трех машин вылетело в район Боровска, где на аэродроме было сосредоточено много фашистских самолетов. Самолеты фашистов в то время были более совершенными по сравнению с советскими самолетами. Летчики знали, что этот аэродром усиленно охраняется вражескими зенитчиками и десятками истребителей.

Но никто не думал о себе, каждый понимал, что от выполнения боевого задания зависит судьба их товарищей и судьбы тысяч советских людей.

При подходе к аэродрому бомбардировщики были встречены плотным зенитным огнем. После  первой атаки аэродрома погиб «ведущий» звена. Его самолет потерял управление и врезался в землю.

Место «ведущего» группы занял Валерий Верхоланцев, и он вместе со своим «ведомым», трижды делал заход для бомбежки. На земле запылали огнем ряды «Юнкерсов» и «Мессершмиттов».

Когда была сброшена последняя бомба, летчики повернули домой. Тут их атаковали шесть вражеских истребителей. Шесть против двух.

Верхоланцев остался один против шести фашистов. Они, имея численное превосходство в скорости, маневренности и вооружении, нападали на тяжелую машину со всех сторон. Но экипаж продолжал драться.

Летчик умело маневрировал, а штурман вёл огонь по врагу. Какое нужно иметь мужество и силу воли, чтобы с победой выйти из неравного боя и довести машину до своего аэродрома. Когда самолет приземлился, механики насчитали в машине более двухсот пробоин.

В этом бою победили мужество и военное искусство советских летчиков.Хочу такой сайт

За годы войны Валерий Александрович произвел 187 боевых вылетов.Действуя как воздушный разведчик, он обнаружил 128 артиллерийских батарей, 22 переправы противника, 25 аэродромов и доставил командованию много других сведений, которые решали судьбу операций, как отдельных частей, так и соединений. Более половины боевых вылетов приходится на штурм и бомбежку войск противника. В этих боях он уничтожил 161 машину с войсками и грузами, 18 танков, 42 повозки с боеприпасами, 9 артиллерийских орудий, 3 минометные батареи. Все это подтверждено наземными войсками и фотографированием.

Верхоланцев участвовал в боях под Сталинградом, в районе Старой Руссы, Демьянска, бомбил укрепления  на Нарвском плацдарме, помогал наземным войскам форсировать Одер в районе Кюстрина.

В битве за Берлин ему поручили ответственное задание: корректировать огонь артиллерийских частей в полосе наступления Первого Белорусского фронта. Пятнадцать раз вылетал он на выполнение этого задания. При его личном участии было уничтожено 5 вражеских батарей. Кроме того, он обнаружил 36 артиллерийских батарей, 28 танков, 40 автомашин с живой силой,  которые были уничтожены нашей артиллерией и авиацией.

В 1941 году Валерия Александровича Верхоланцева приняли в члены Коммунистической партии.

При выполнении боевого задания при штурме Берлина самолёт Верхоланцева был повреждён. Верхоланцев сумел посадить машину на фюзеляж на небольшой пустырь в черте Берлина в расположении советских войск.

Войну закончил в звании майора, в должности заместителя командира 98-го отдельного корректировочно-разведовательного полка 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по разведке и уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом  мужество и героизм» майор Валерий Верхоланцев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6792.

В 1946 году Верхоланцев был уволен в запас. Проживал в Кировограде, на Украине, работал преподавателем в одном из местных ПТУ.

Скончался 2 августа 2001 года, похоронен в Пантеоне Вечной Славы в Кировограде.

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, Орденом Красной Звезды, а также рядом медалей.

 

Сиротин Виктор Николаевич родился 17 октября 1922 года в городе Невьянске Свердловской области в семье рабочего. Вырос в Кировграде,  где окончил семь классов  в средней школе № 1 и фабрично-заводское училище (ФЗУ). Одновременно учился в аэроклубе в Невьянске.

В декабре 1939 года по комсомольской путёвке ушел в Красную Армию. В 1940 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.С 1940 года служил в 63-й отдельной корпусной авиационной эскадрилье.

В Великой Отечественной войне участвовал  с начала и до конца войны.  С 25 июня по 15 ноября 1941 года воевал на Юго-Западном фронте. Затем был отозван в тыл и направлен в 621-й ночной лёгкобомбардировочный авиационный полк, который тогда начал формирование в тылу. В июне 1942 года вернулся с этим полком на фронт, в составе 272-й и 2-й гвардейских ночных бомбардировочных авиационных дивизий воевал на Юго-Западном, Юго-Восточном, Сталинградском и Южном фронтах.

За отличия в боях в феврале 1943 года полк получил гвардейскоезвание и преобразован в 61-й ночной бомбардировочный авиационный полк, а пилот Сиротин стал командиром звена и был награждён за полгода боёв двумя боевыми орденами. Отличился в Сталинградской битве. Совершил 432 боевых вылета на ночном бомбардировщике У-2.

В первые месяцы 1943 года направлен на переобучение на штурмовике ИЛ-2.

Летом 1943 года вернулся на фронт командиром звена 75-го гвардейского штурмового авиаполка. В боевом вылете 20 августа 1943 года был подбит зенитным огнём, пытался довести горящий самолёт до линии фронта, получил множественные ожоги 2-й степени. Выбросившись с парашютом из горящего штурмовика, попал в плен. Доставлен немцами в город Сталино (ныне Донецк). Там был освобождён советскими войсками при штурме города 8 сентября 1943 года. Через месяц вернулся в строй

К февралю 1945 года командир звена 75-го гвардейского штурмового  авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии  1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта гвардии старший лейтенант Виктор Сиротин совершил 432 боевых вылетов на ночном бомбардировщике и 107 – на штурмовике..

При атаках скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанёс большие потери противнику.

При этом в штурмовых вылетах уничтожил и повредил 11 танков, 28 автомашин, 8 самолётов врага на его аэродромах, 16 вагонов, 10 миномётов, 4 склада боеприпасов, до 20 повозок, до 160 человек живой силы. Подавил огонь 9 точек зенитной артиллерии и 15-и артиллерийских орудий. Создал 8 очагов пожаров и 7 сильных взрывов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от19 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками» гвардии лейтенант Виктор Николаевич Сиротин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за номером 6218.

К концу февраля 1945 года имел на боевом счету уже 131 штурмовой вылет.

В 1946 году старший лейтенант Сиротин был уволен в запас.

В 1948 году окончил Свердловскую юридическую школу и с этого года работал судьёй в городе Нижний Тагил

В 1954 году окончил заочно Свердловский юридический институт. С 1954 года проживал в закрытом городе Свердловске-45 (ныне город Лесной), где работал на комбинате «Электрохимприбор» Министерства среднего машиностроения СССР: юрист, старший юрист, старший юрисконсультант. В 1987 году вышел на пенсию.

Скончался 13 октября 1991 года в возрасте 69 лет.

 

Шумков Семен Афанасьевич _._. 1921-21.08.1944

Окончил Кировградскую школу № 1 (год) и поступил учиться в Свердловский медицинский институт. В этом же году по специальному набору он был призван в армию и свое 18-летие встретил  уже воином.

В армии Семён стал отличником боевой и политической подготовки, освоил специальность стрелка-радиста. В 1941 году Шумков попал на фронт. За отвагу был награжден орденами и медалями. На фронте он был принят в партию - ВКП (б).

В одном из боёв он был ранен. Подлечившись, Шумков попал в бомбардировочный полк, которым командовал Герой Советского Союза И.П. Полевой.

В августе 1944 года весь полк вылетел на боевое задание. В бою враг подбил самолет Шумкова, был разбит один мотор, система выпуска шасси, затем отказал второй мотор.  Посадка машины на лес не удалась путём скольжения. Шумкова, обожженного,  вытащили из-под обломков только через сутки, когда сердце героя уже не билось.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.03.2024

Дата обновления: 28.03.2024

Дата публикации: 29.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».