23.01.2024
Виртуальный музей школы № 1 представляет
новую публикацию, которая относится к тяжелому для страны периоду Великой
Отечественной войны. Перед вами воспоминания выпускницы школы Бороздиной Тамары
Николаевны, которыми она в свое время поделилась и они сохранились в архиве
школы.
Война 1941-1945 годов была настоящим
испытанием для всего народа! Победа над врагом была достигнута общим
напряжением сил, как на фронте, так и в тылу. Вклад в победу вносили и учащиеся
школы своей учебой, своим отношением к происходящему и соучастием в делах
школы, города и страны.
Воспоминания помогают нам, сегодняшним,
осознавать, что наша свобода и благополучие стоят дорого, и мы должны ценить
их, а также бережно относиться к достижениям и историческому наследию нашего
народа. Все, что связано с войной против фашистских захватчиков, для нас больше,
чем история. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого села,
каждого города.
Память о Великой Отечественной войны
способствует формированию патриотических чувств и гордости за свою страну. Она
помогает нам осознать, что наша свобод и благополучие стоят дорого, и мы должны
ценить их, а также бережно относиться к достижениям и историческому наследию
нашего народа.
ТОГДА МЫ
ПОВЗРОСЛЕЛИ...
До войны и во время войны мы жили в
Кировграде и учились в средней школе № 1. Мы – это Бороздина Тамара Николаевна
(теперь Чеботарева), Чеботарев Иван Александрович, Гаренских
Анатолий Александрович, Бороздина Ирина (теперь Гаренских) – моя сестра. Сейчас
живем и работаем в Москве.
Накануне славного 40-летнего юбилея Великой
Победы не можем не поделиться своими воспоминаниями об учении и труде в годы
Великой Отечественной войны.
С самого начала войны здания нашей школы
и школы № 2 освободили под военные госпитали, а нас объединили и предоставили
для учебы здание школы № 5 по улице Энгельса. Директором школы была
эвакуированная из Москвы Мексина Татьяна Яковлевна. После ее смерти, где-то в
середине учебного года, школу приняла Брыкова Симона Михайловна. Она же
преподавала у нас литературу, а русский – Елизавета Ивановна Дедюхина.
Учились мы напряженно. У большинства учащихся
школы кто-то из родных сражался на фронте, а родные трудились в тылу с полной
отдачей времени и сил.
«Все
для фронта, все для Победы!» – таков был призыв Родины. И мы, учащиеся, были
захвачены всеобщим народным подъемом, да и в школе велась большая
патриотическая работа. Ежедневно мы слушали военные
сводки с фронтов, в начале войны – горькие, тяжелые, а в 1942-1943 годах –
победные. Нас воодушевляли подвиги героев-комсомольцев – Зои Космодемьянской,
краснодонцев и другие. Мы тоже хотели как-то помочь фронту. Боролись за высокую
успеваемость, отличную дисциплину, за готовность трудиться, отдавая свободное
время физическому труду.
Преподаватели
неуклонно требовали от нас прилежного исполнения всех школьных обязанностей,
воспитывали нас, прививали трудолюбие, вырабатывали ответственное отношение к
учению и любому делу.
Симона
Михайловна привила нам любовь к литературе и серьезное отношение к жизни.
Помню, какие глубокие переживания вызвало в нас, учениках, такое далекое от нас
произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Мы все
переживали по поводу бесправной жизни трудового народа в прошлом.
Потом были поставлены инсценировки:
«Сорочинская ярмарка» по Гоголю, «Возмутитель спокойствия» Леонида Соловьева и
несколько интермедий по рассказам А. П. Чехова. С этими инсценировками мы часто
выступали в госпиталях перед ранеными бойцами, ездили в рабочие поселки:
Нейво-Рудянку, Белоречку, Карпушиху, Левиху.
В
школе был организован хор, которым до 1944-1945 годах руководил пианист
Ахачинский, а в 1944-1945 учебном году – Елизавета Ивановна Бергольская
(Сладкова).
Преемственность в преподавании
литературы продолжила молодой талантливый преподаватель Мухина Галина
Владимировна. Её уроки были интересны, прививали любовь к литературе, развивали
мышление и воспитывали.
Галина Владимировна успешно продолжила
нашу «театральную» деятельность. Под ее руководством поставили пьесу Д.И. Фонвизина
«Недоросль». Спектакль был отлично отрепетирован, шел с большим успехом под
общий хохот зрителей, и, даже мы «артисты» не всегда могли удержаться от смеха.
С большой теплотой и уважением мы
вспоминаем учительницу химии Фису Васильевну Морозову. Она запомнилась нам
своею требовательностью и строгостью, умением дать глубокие, твердые знания по
химии. Этого она достигла «железной» логикой химических законов, доходчиво показывая
их и прочно закрепляя в нашей памяти. Фиса Васильевна могла заставить любого
ученика понять и твердо усвоить закономерности ее предмета.
Все ее ученики, кто сдавал экзамены в
ВУЗы, могут подтвердить, что легче всего было сдать экзамен по химии и так же легко
перейти к требованиям программы ВУЗа.
Запомнилась нам также учительница по математике Раиса Викторовна Кушкина, ее пунктуальность, требовательность, терпеливое разъяснение трудного материала и, конечно, всегда строгий опрятный вид, который вызывал желание подражать.
Помним мы и Надежду Афанасьевну Пестрикову, Музу Петровну Петряеву (Сабурову), Валентину Романовну Лисицыну и других учителей.
Всегда
вспоминаем их с добрым чувством и уважением.
Наш
труд – наша помощь фронту.
В тесном контакте с полной
ответственностью работа школьный комитет ВЛКСМ, штаб пионерской дружины и учком
(прим. учебный комитет).
Секретарем комитета комсомола до 1943
года была Юра Мельников, до 1044 года – Ирина Назарова.
Начальником штаба пионерской дружины с 1942 по 1945 год был Толя Гаренских, а в 1945-1946 годах – Вася Королёв. Председателем учкома (учебный комитет) – Валя Воронина. Вся общественная работа планировалась и учитывалась на совместном заседании.
Большая общественная работа проводилась тимуровцами всех классов. Помогали семьям фронтовиков: пилили и кололи дрова, носили воду. Водопровода в городе не было, ходили за водой к колонкам, которые обслуживались в рабочее время. Вода отпускалась по талонам, стоимостью 2 копейки за пару ведер. Вскапывали огороды семьям фронтовиков. Выполняемая тимуровцами работа строго и объективно учитывалась, команды отчитывались перед строем пионерской дружины.
Много сил без отрыва от учебы, без скидок на успеваемость мы, ученики 7-8-х классов, отдавали тяжелым, подчас непосильным физическим работам. Мы хорошо помним, как в суровую зиму 1942-1943 годов мальчики и девочки копали дренажные канавы на строительстве завода твердых сплавов. В морозные ночи зимой этого же года принимали участие в ликвидации аварии на ватержаке (прим. плавильная печь) медеплавильного завода. На носилках выносили ещё не остывшие, выделяющие сернистый газ, куски спекшейся массы руды. Это было самая тяжёлая работа на заводе, в том числе, по восстановлению этой печи.
Большая работа проводилась школьниками по заготовке дров для госпиталя, а когда перешли в здание, освободившееся после госпиталя, то и для школы.
Для огромного холодного здания школы требовалось на зиму заготовить около одной тысячи кубометров дров. Мы, старшие школьники 8-9-х классов, были разбиты на бригады по 4-6 человек. Нам были выделены делянки леса, установлена норма по кубометру в день на человека. Мы самостоятельно валили деревья, очищали их от сучьев, распиливали на метровые поленья, укладывали в поленницы и очищали территорию от отбросов. Заканчивали работу только после выполнения нормы. Дрова мы никому не сдавали, очевидно, нам доверяли учителя, которые работали с младшими учениками. А осенью и зимой, завезенные в школьный двор дрова, мы опять распиливали и кололи, укладывали в поленницы, а дежурный по классам подносили их к печам для топки.
Регулярно участвовали в разгрузке вагонов, приходивших на железнодорожную станцию с разным оборудованием, овощами и другими грузами.
В годы войны многие из нас практически не имели летних каникул. Мы уезжали в Быньговский совхоз Невьянского района и работали там, начиная с посевной и кончая уборкой урожая. Часто работа длилась полный световой день. В совхозе непременно с нами были учителя. Спали в школьном здании на полу. Комфорт ограничивался соломенными матрацами. Труд наш ничем не вознаграждался, важно для нас было только питание в столовой. Все это мы считали обычным явлением. Мы понимали необходимость своего труда, как помощь фронту.
Пионерская дружина, комсомольцы и школьники собирали тёплые вещи для бойцов, шерстяные носки, варежки, девочки шили табачные кисеты – все это отправлялось на фронт посылками с письмами школьников.
Кроме этого, мы собирали деньги, вырученные за концерты, облигации и прочее. Ко дню 26-й годовщины Красной Армии перевели в фонд обороны 4000 рублей, за что получили благодарность от Верховного главнокомандующего товарища И.В. Сталина.
Шла война, и школьники активно готовились к службе в армии. В школьной программе много времени уделялось военной подготовке: изучали оружие, оружейные приемы, штыковой бой, стрельбу.
После окончания 8-го и 9-го классов нас направили в военизированные лагеря под Свердловск, где в течение месяца нам давали полную военную подготовку. И вот один из нас, Толя Гаренских из 9-го класса, в середине учебного года ушёл в военно-морское училище.
А
мы уже с незабываемой радостью, будучи учениками 10 класса, встретили великий
день Победы!
Обращение
к молодому поколению
Учащиеся 80-х годов, пионеры и комсомольцы,
мы для вас написали свои воспоминания о нашей жизни, учении и труде в суровые
годы Отечественной войны.
Вы, молодое поколение, должны знать,
какие трудности выпали на долю ваших бабушек и дедушек даже в глубоком тылу, не
говоря уже о тех, кто воевал на фронтах, защищая Родину от фашистских
захватчиков жизнь и свободу советских людей.
Это надо знать для того, чтобы вы
помнили, как надо жить, учиться и трудиться и теперь в наше напряженное,
неспокойное в военном отношении время.
Из истории нашей Родины вы знаете,
сколько бы не посягали в разные века и годы различные враги, жаждущие жить и
богатеть на чужом труде, на использовании природных богатств нашей обширной
страны, это им не удавалось.
Вспомните из истории Отечественную войну
1812 года, когда Наполеон со своим многочисленным войском, покорившим почти всю
Европу, был разбит и русские солдаты с победой вошли в столицу захватчиков –
Париж. И также в 1945 году наша Советская Армия, сокрушив еще более сильного
врага, вошла в Берлин.
Но войны с французскими, немецкими и
другими захватчиками – далекая для вас история, вы знаете ее по школьным
учебникам как исторические события.
Мы вам рассказываем, как свидетели тех
тяжелых военных лет, как будучи в вашем возрасте, своими, еще детскими
усилиями, помогали в тылу приближать победу над врагом, собравшимся поработить
наш народ, как в тяжелейших условиях войны полуголодные, мы упорно учились и
трудились, забывая об отдыхе, помогали, как и чем могли.
В этом 1985 году, 9 мая, наш народ
отмечает 40-ю годовщину Великой Победы над фашистскими захватчиками.
Бороздина
Тамара Николаевна, выпускница школы
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2024
Дата обновления: 08.02.2024
Дата публикации: 23.01.2024