27.12.2023
Немного
лиц мне память сохранила,
Немного
слов доходит до меня,
А
прочее погибло безвозвратно…
А.С.
Пушкин /«Борис Годунов»/
Это были трудные, тяжелые военные 1941-1945
годы. В августе 1941 года основное здание школы №1 было занято под госпиталь. Здание,
в которое нас перевели, оказалось по площади меньше – пришлось заниматься в три
смены.
Мужчин-учителей школы взяли в армию: братьев Артамоновых, преподавателя труда Михеева Михаила Ивановича,
Куликова Федора Петровича – директора школы, Неганова Алексея Валерьевича –
завуча школы. Никто из них не вернулся.
Вся работа легла на долю женщин-учителей и ребят. Забот и хлопот было много, кроме учебных и воспитательных,
ещё и хозяйственные. Отопление было печное и нужно было заготавливать дрова, а
это ни много нимало - 900 кубометров.
Помню, нас однажды на лесосеке застала
гроза, да такая сильная, что порой было страшно за детей. Работать больше было
нельзя, с пилами и топорами – опасно. Да и дождь не то, чтобы шёл или лил, он
хлестал под напором ветра, сбивая с ног. На нас не было сухой нитки. Оставаться
в лесу было опасно, но и идти тоже, так как по дороге с километр нам нужно было
идти по просеке, где проходила высоковольтная линия.
Через болото была проложена лежневка (гать).
Мы идем, а молния шарами катается у электрических опор и по проводам! Шли
быстро и молча. Когда вышли к речке Шуралке, то с криком «Ура! Мы победим!», запели. Надо сказать в
войну много пели. Пели все свободные перемены, пели во время работы на
подсобном хозяйстве медеплавильного комбината, где пололи и убирали овощи и
картофель.
Учащиеся много работали по
хозяйству: убирали классы после уроков, приносили дрова к печам, старшие
помогали топить печи. Девочки вязали носки, варежки, шили кисеты, теплые шарфы,
носовые платки, стёганые жилеты – всё отсылали на фронт бойцам. В посылки клали
письма и фотокарточки тех, кто готовил посылку, заверяя бойцов, что учатся без двоек и во всем помогают взрослым.
Как-то так получалось, что классный
руководитель проводил с ребятами очень много времени. После уроков вместе ходили
в госпиталь, где писали письма, рассказывали стихи, читали художественную литературу.
Однажды один пожилой солдат, по
имени Тимофей, попросил нас: «Вы мне прочитайте про Жилина и Костылина. Это
любимый рассказ моего внука, его тоже зовут Тимофей. А внуку напишите, что, мол, помню и Жилина и
Костылина и его - Тиму! И что я, как
только поправлюсь, приеду домой, и мы будем вместе читать много интересных книг».
Не суждено было увидеть Тимофею своего
деда: он умер от гангрены. И для нас это было горе! Ребята, когда узнали,
многие плакали.
Слезы в то время были не редкость. Нас
всюду окружали злые печали: то в чьей-то
семье пришла похоронка, то кто-то из ребят заболел дистрофией. Ребята очень
чутко отзывались на все горечи. Они говорили: «Ты не плачь и маме скажи, что мы
поможем тебе» и сами плакали, но и
помогали: собирали деньги на завтраки, выкупали учебники, если нужно было
помогали по хозяйству.
Больные дистрофией, бывало, засыпали за
партой во время урока, и тогда в классе урок шёл вполголоса.
Рабочий день начинался с политинформации,
которая проводилась ежедневно за 15 минут до начала уроков.
Материал готовили классные руководители и старшие ребята, они же её и проводили.
Кроме текущих событий отмечалась жизнь замечательных людей, все революционные
праздники.
Кроме политинформации проводился ещё
один час в неделю – час классного
руководителя, в который подводили итоги всех полезных дел за неделю и
знакомились с планом работы на следующую неделю. План намечали вместе с
ребятами. Учёт успеваемости вели ежедневно. Если оказывались отстающие, им
тотчас же помогали, с ними занимался и
учитель-предметник, и сильные ученики, но с обязательным участием классного руководителя.
Еженедельно в классе выпускали стенную
газету, писали заметки в городскую газету. Одним словом, большую часть дня
проводили в школе и всегда были заняты делом. Ничего удивительного не было в
том, что у ребят было высоко развито чувство патриотизма и интернационализма.
Эвакуированных ребят, а они были разных
национальностей, мы встретили, ласково, мягко и спокойно, как будто они всегда
были с нами. Говоря о наших детях, в то
же время жалели детей и других стран, гибнущих от войны.
В то время как мы оплакивали жертв войны,
наши выпускники уже сражались на фронтах войны и тылу. Например: Пестриков П.М.,
молодой инженер-химик, вместе с другими товарищами по суткам не выходил из цеха.
Многие учащиеся из 7-го и 8-го классов
ушли на завод, заменяли своих отцов и братьев, работая вместе с матерями и сестрами.
Сколько было за это время пережито тяжелых
и радостных впечатлений, перечувствовано злых и добрых горечей, сколько
родилось новых мечтаний! Но одной общей мечтой была мечта, теперь это покажется
смешно, а нам было дорого – мечта вдоволь наесться черного хлеба, сахара,
масла, а овощи сами вырастим - только бы никогда не было больше войны! Мы жили
одной надеждой на победу!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2023
Дата обновления: 11.01.2024
Дата публикации: 27.12.2023