Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Воспоминания Пестриковой Надежды Афанасьевны, учителя русского языка и литературы

27.12.2023

Немного лиц мне память сохранила,

Немного слов доходит до меня,

А прочее погибло безвозвратно…

А.С. Пушкин /«Борис Годунов»/


Это были трудные, тяжелые военные 1941-1945 годы. В августе 1941 года основное здание школы №1 было занято под госпиталь. Здание, в которое нас перевели, оказалось по площади меньше – пришлось заниматься в три смены.

Мужчин-учителей школы взяли в армию: братьев Артамоновых,  преподавателя труда Михеева Михаила Ивановича, Куликова Федора Петровича – директора школы, Неганова Алексея Валерьевича – завуча школы.  Никто из них не вернулся.

Вся работа легла на долю женщин-учителей и ребят.  Забот и хлопот было много, кроме учебных и воспитательных, ещё и хозяйственные. Отопление было печное и нужно было заготавливать дрова, а это ни много нимало - 900 кубометров.

Помню, нас однажды на лесосеке застала гроза, да такая сильная, что порой было страшно за детей. Работать больше было нельзя, с пилами и топорами – опасно. Да и дождь не то, чтобы шёл или лил, он хлестал под напором ветра, сбивая с ног. На нас не было сухой нитки. Оставаться в лесу было опасно, но и идти тоже, так как по дороге с километр нам нужно было идти по просеке, где проходила высоковольтная линия.

Через болото была проложена лежневка (гать). Мы идем, а молния шарами катается у электрических опор и по проводам! Шли быстро и молча. Когда вышли к речке Шуралке, то с криком  «Ура! Мы победим!», запели. Надо сказать в войну много пели. Пели все свободные перемены, пели во время работы на подсобном хозяйстве медеплавильного комбината, где пололи и убирали овощи и картофель.

             Учащиеся много работали по хозяйству: убирали классы после уроков, приносили дрова к печам, старшие помогали топить печи. Девочки вязали носки, варежки, шили кисеты, теплые шарфы, носовые платки, стёганые жилеты – всё отсылали на фронт бойцам. В посылки клали письма и фотокарточки тех, кто готовил посылку, заверяя бойцов, что  учатся без двоек и во всем помогают взрослым.

Как-то так получалось, что классный руководитель проводил с ребятами очень много времени. После уроков вместе ходили в госпиталь, где писали письма, рассказывали стихи, читали художественную литературу.

                Однажды один пожилой солдат, по имени Тимофей, попросил нас: «Вы мне прочитайте про Жилина и Костылина. Это любимый рассказ моего внука, его тоже зовут Тимофей.  А внуку напишите, что, мол, помню и Жилина и Костылина и его - Тиму!  И что я, как только поправлюсь, приеду домой, и мы будем вместе читать много интересных книг».

Не суждено было увидеть Тимофею своего деда: он умер от гангрены. И для нас это было горе! Ребята, когда узнали, многие плакали. Хочу такой сайт

Слезы в то время были не редкость. Нас всюду окружали злые  печали: то в чьей-то семье пришла похоронка, то кто-то из ребят заболел дистрофией. Ребята очень чутко отзывались на все горечи. Они говорили: «Ты не плачь и маме скажи, что мы поможем тебе»  и сами плакали, но и помогали: собирали деньги на завтраки, выкупали учебники, если нужно было помогали по хозяйству.

Больные дистрофией, бывало, засыпали за партой во время урока, и тогда в классе урок шёл вполголоса.

Рабочий день начинался с политинформации, которая проводилась ежедневно за 15 минут до начала уроков. Материал готовили классные руководители и старшие ребята, они же её и проводили. Кроме текущих событий отмечалась жизнь замечательных людей, все революционные праздники.

Кроме политинформации проводился ещё один час в неделю –  час классного руководителя, в который подводили итоги всех полезных дел за неделю и знакомились с планом работы на следующую неделю. План намечали вместе с ребятами. Учёт успеваемости вели ежедневно. Если оказывались отстающие, им тотчас  же помогали, с ними занимался и учитель-предметник, и сильные ученики, но с обязательным участием  классного руководителя.

Еженедельно в классе выпускали стенную газету, писали заметки в городскую газету. Одним словом, большую часть дня проводили в школе и всегда были заняты делом. Ничего удивительного не было в том, что у ребят было высоко развито чувство патриотизма и интернационализма.

Эвакуированных ребят, а они были разных национальностей, мы встретили, ласково, мягко и спокойно, как будто они всегда были с нами.  Говоря о наших детях, в то же время жалели детей и других стран, гибнущих от войны.

В то время как мы оплакивали жертв войны, наши выпускники уже сражались на фронтах войны и тылу. Например: Пестриков П.М., молодой инженер-химик, вместе с другими товарищами по суткам не выходил из цеха. 

Многие учащиеся из 7-го и 8-го классов ушли на завод, заменяли своих отцов и братьев, работая вместе с матерями и сестрами.

Сколько было за это время пережито тяжелых и радостных впечатлений, перечувствовано злых и добрых горечей, сколько родилось новых мечтаний! Но одной общей мечтой была мечта, теперь это покажется смешно, а нам было дорого – мечта вдоволь наесться черного хлеба, сахара, масла, а овощи сами вырастим - только бы никогда не было больше войны! Мы жили одной надеждой на победу!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.12.2023

Дата обновления: 11.01.2024

Дата публикации: 27.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».