Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа № 1 – старейшее учебное заведение в городе Кировграде

08.12.2023

«Темной и неграмотной была старая Калата. На углу улиц Свободы и Свердлова около проходной завода стояло маленькое одноэтажное деревянное здание. В нем помещалась начальная школа, в которой работало две учительницы». Вот та «отравная точка» в решении задачи осветить историю школьного образования в Калате и историю школы № 1.

Школа № 1 – старейшее учебное заведение в городе Кировграде. В 2022 году ей исполнилось  90 лет.

Состояние образования в стране в начале XX века.

История образования в рабочем посёлке Калата тесно связана c историей страны. В начале XX века население России в основном было неграмотным. Люди в большинстве своём не умели писать и читать, о различных науках не имели ни малейшего представления.

В 1907 году II Государственная Дума на одном из своих заседаний рассмотрела законопроект «О введении всеобщего начального обучения», который предполагал в течение десяти лет увеличение затрат на образование и открытие сети школ в непосредственной близости, не далее трёх вёрст (около трех километров) от места жительства потенциальных учеников. Но, к сожалению, законом он так и не стал.

В 1914 году школьным образованием было охвачено около 30% детей от 8 до 11 лет (в городах 46,6 %, в сельской местности – 28,3%).

Основой образования служили начальные (низшие) школы. Они по своей структуре были: уездными, городскими, земскими, фабрично-заводскими, железнодорожными, инородческими (для нерусского населения), в зависимости от того на чьи средства они содержались. Кроме того, имели место быть и  частные школы.

В начальных школах занятия велись по предметам: Закон Божий, русский язык (чтение, письмо, грамматика), арифметика (счисление и четыре арифметических действия с целыми числами) и пение. Изучали историю, географию, естественные науки о законах природы. На уроках русского языка в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии.

Наиболее распространенными в городских и фабричных школах были «Родное слово» К.Д. Ушинского, «Азбука» и четыре «Русские книги» Л.Н.Толстого.

Методами обучения в начальных школах были беседа, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место.

Распространенным методом было чтение вслух, после чего дети пересказывали прочитанное, затем велась беседа.

В отдельных школах наиболее передовые учителя практиковали занятия на пришкольных участках, где прививали навыки огородничества и садоводства.

Наиболее распространенными в городских и фабричных школах были «Родное слово» К.Д. Ушинского, «Азбука» и четыре «Русские книги» Л.Н.Толстого.

         Истоки школы № 1.

Рабочий посёлок Калата в начале XX века была небольшим поселением, административно относящимся  к Верхнетагильской волости.  Её территория ограничивалась деревней Калатой и рабочим посёлком, который начали строить вместе с Калатинским медеплавильным заводом в период с 1910 по 1914 годы.

Первый официальный документ о существовании деревни Калаты рядом с заводом относится к 1913 году и назывался он «План деревни Калата Верхнетагильской волости, Екатеринбургского уезда, Пермской области».

 Трудящихся завода с рудниками на период 1917 года насчитывалось примерно около 1214 человек. С учётом средней численности семей в 3 человека, население деревни Калата и поселков – Рабочего и Служащего при заводе, могло составлять более 3,5 тысяч человек, а с учётом, того что патриархальные семьи в то время были многодетными, то скорее всего гораздо больше.

 Первая и единственная школа в Калате была четырехлетней церковно- приходской и находилась, согласно сохранившемуся документу из архива школы, «с северной стороны деревни на отводе земли медно-серному промыслу и под строительство медеплавильного завода», иначе говоря, рядом с территорией завода в небольшом одноэтажном деревянном здании.

В школе работали две учительницы Колосова Анна Степановна и Тиминихина Елизавета Николаевна.

С развитием металлургического и рудного производства в Калате увеличивается потребность в специалистах и квалифицированных рабочих.

В 1920-е годы с упрочением в стране Советской власти началось реформирование школы. Правительством Советской России было разработано и утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому произошла реорганизация дореволюционных школ в единую трудовую школу с девятилетним обучением.

Первого сентября 1923 года в Калатинской  школе был открыт 5 класс. Педагогических кадров не хватало, поэтому из Невьянска пригласили несколько учителей. Математику преподавала Иванова Лидия Семеновна, естествознание – Хлопина Елена Алексеевна. С 1925 года школа уже была полностью обеспечена кадрами.

История школы с 1926 года. Здание на углу улиц Октябрьской и Щербакова.

В 1926 году было построено новое деревянное оштукатуренное здание школы по улице Октябрьской, где впоследствии разместился Дом пионеров. Здание было одноэтажным и довольно вместительным. Здесь имелся актовый зал со сценой и с паркетным полом.  Отопление тогда было печным.

К этому времени школа стала семилетней. Уровень обучения позволил ей получить звание «образцовой».

«Весной 1927  года состоялся первый выпуск учащихся семилетки в количестве  17 человек, но из них на повторный курс осталось 4 человека. Из окончивших семилетку для продолжения образования 4 человека  поступили в Невьянскую школу II ступени с педагогическим уклоном, несколько человек – в техникумы города Свердловска. Остальные пошли работать на завод. Принятые в Невьянскую школу ученики, должны были пройти месячный испытательный срок, и только после этого были зачислены в  8 классХочу такой сайт

До 1932 года семилетняя общеобразовательная школа № 1 еще раз сменила адрес, переехав в двухэтажное здание, которое стояло на углу улиц Свердлова – Энгельса (адрес – улица Свердлова, 22), но фотографии здания этой школы не сохранились. В настоящее время на этом месте находятся цех № 1 и заводоуправление Кировградского завода твердых сплавов (КЗТС).

В довоенные пятилетки – 1928-1932гг., 1933-1937гг. и 1938-1942гг. (примечание: последняя была сорвана началом Великой Отечественной войны),   в связи с увеличившимся ростом населения  в стране, началось активное строительство школ.

В 30-е годы в рабочем поселке Калата (с 1935 года - город Кировград) было построено несколько школ, преимущественно начальных. На улице Энгельса – двухэтажное здание начальной школы № 5 (некоторое время она была татарской), на улице Калинина – здание начальной школы № 2. На улице Красноармейской – школа № 4, которая позже сгорела.

С возникновением нового поселения Вересовые появилась еще одна школа – № 7. Она называлась неполная средняя школа (НСШ) или «семилетка». Обучались в ней дети с 1 по 7 классы.

В Копотино также была начальная школа №  6, в которой обучались дети с 1 по 4 класс. Здание школы было барачного типа, рядом с  ним находился небольшой стадион с тиром. В годы войны школа в Копотино получила статус НСШ – семилетки. Позже, уже в 1950-е годы была выстроена новая школа, которая просуществовала до середины 1990-х годов.

До 1932 года школа № 1  была единственной с семилетним образованием. Выпускники начальных школ являлись базой для её создания.  

В имеющихся школах, с возрастанием численности детского населения, мест для дополнительных классов не хватало, поэтому в 1931 году городской комитет ВКП (для пояснения общепринятой аббревиатуры – «Всесоюзная коммунистическая партия  (большевиков)») и городской исполнительный комитет Рабочего посёлка Калата совместно приняли решение по строительству новой средней школы на улице Свердлова.

По проекту новая школа была двухэтажной и имела закруглённый фасад, который придавал зданию особую привлекательность.

Строительство новой школы началось в 1932 году. Это было кирпичное двухэтажное здание, возможно в стиле конструктивизма, характерного в советское время направления в архитектуре. Особенностью здания был закругленный фасад. Внутри здания «закругление» получило название «капитанский мостик».

Здание было спроектировано фасадом на южную сторону. Школа была светлой и просторной. Широкие коридоры, высокие потолки, просторные классы радовали и настраивали на успешную учёбу. 

Переезд в новую школу состоялся в начале сентября 1934 года. Учащиеся и учителя вручную переносили парты, мебель, наглядные пособия, инвентарь. Настроение у всех было приподнятым и радостным: новая школа была большой, красивой и светлой.

Отопление тогда не было водяным и централизованным.  В коридорах первого и второго этажа находились печные дверцы и в зимнее время печи топились регулярно: утром и вечером.

Переезд в новую школу состоялся в начале сентября 1934 года. Учащиеся и учителя вручную переносили парты, мебель, наглядные пособия, инвентарь. Настроение у всех было приподнятым и радостным: новая школа была большой, красивой и светлой. 

Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1937 году в количестве 15 человек. Выпускницей стала Крюкова Екатерина Павловна (на фото во 2-м ряду в центре), которая после окончания медицинского института в городке Свердловске, вернулась в Кировград и долгое время работала рентгенологом в Кировградской городской  больнице. Провожал выпускников напутственными словами директор школы Артамонов Константин Федорович, первый директор в новой школе.

Некоторое время директором школы был Елисеев Николай Филиппович, но в какое точно, неизвестно.

Перед самой войной школой руководил Куликов Федор Петрович. Сохранились воспоминания о нем: «выдвиженец из рабочих, малограмотный, бывший матрос, ничего не преподавал, но был хорошим организатором». Учебно-воспитательной работой руководил Алексей Васильевич, который имел высшее образование и преподавал русский язык и литературу.

Первыми учителями были Куликов Ф.П. – преподавал историю  (как-то этот факт не вяжется с информацией о том, что он был малограмотный), Лисицына Валентина Романовна, Петряева Муза Петровна, Сабуров Федор Иванович, Шульц Мария Матвеевна, Жаров Анатолий Григорьевич, Дедюхина Елизавета Ивановна, Мальцева Анна Дмитриевна,  Мухина Галина Владимировна,  Сладкова (Бергольская) Елизавета Ивановна, Батманова Александра Марковна,  Михеев Михаил Иванович.

До войны школа выпустила более одной тысячи человек. Многие из выпускников школы поступали в высшие учебные заведения, оканчивали их и продолжали работать в родном городе инженерами, врачами, преподавателями.

Школа № 1 находилась на улице Свердлова напротив стадиона и была единственным на то время довольно солидным и красивым зданием.

Напротив школы был выстроен стадион с арочными входными воротами. Рядом находился больничный городок. В деревянных одноэтажных зданиях располагались хирургическое, терапевтическое, родильное отделения.  В середине городка стояло двухэтажное кирпичное здание эпидемиологического отделения. К больничному городку были пристроены два двухэтажных дома для медицинских работников, которые фасадом выходили на улицу Парковую (в последствие улица Гагарина).

 

Следующая тема экскурсии виртуального музея: «Школа № 1 в годы Великой Отечественной войны»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.12.2023

Дата обновления: 08.12.2023

Дата публикации: 08.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».